Интервью президента Ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турмереджеров Александра Осипова о критериях и нюансах при оценке работ участников юбилейного конкурса «Лучший гид России»

5-й, юбилейный конкурс «Лучший гид России» набирает обороты - акция стартовала в начале июня. Претендовать на победу, а вместе с ней и на призовые 100 000 рублей в каждой из номинаций, может любой желающий, которому есть о чем рассказать. Двухминутные видеоэкскурсии с историями о городе, селе, музее, заповеднике, эко тропе, и даже, впервые в этом году – национальном блюде, оценивать, традиционно, будет строгое и непредвзятое жюри. О критериях, сложном выборе и нюансах, на которые всегда и все обращают внимание, рассказал президент Ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турмереджеров Александр Осипов.

 

- Александр Вячеславович, добрый день. Каждый год членам жюри приходится выбирать всего 5 работ. В прошлый раз – роликов было больше 800. Вопрос один - как?

- Очень тяжело! И поэтому жюри состоит не из двух-трех человек. Это позволяет на многое обратить внимание. Вот, например, приходит Пельш и говорит: «Да вы что! Вот этого забыли!». И я думаю: «Как же можно было не отметить?». И мы начинаем снова пересматривать, обсуждать.

Неоднократно было, что победителем становился человек, на которого изначально вроде не обращали внимания. А потом, получалось что мы все вместе, посмотрев разные варианты, понимали, что этот действительно лучший.

 

- Чуть раньше вы сказали, что однозначным для вас критерием является правильная речь, харизма автора, а что еще?

- Интересно когда человек раскапывает что-то малоизвестное. Или известный материал подает необычно. Был такой, по-моему, Денис Зоткин, который рассказал про памятник корюшке. Это было настолько трогательно и неожиданно что, конечно, привлекло внимание.

Но это не значит, что нужно искать только что-то исключительное. Я помню прекрасно Мишу Зубцова из Ярославля - мальчик был 10 лет, который в общем ничего нового и не сказал. Но он как-то так обыграл медведя ярославского, что я - в Ярославле был столько раз, но мне все-равно захотелось медведя увидеть и в город еще раз попасть.

 

- То есть, получается, и подача материала тоже?   

- Всё! Совокупность факторов – в этом и есть талант гида. Потому что, знаете, как бывает: все хорошо, а гид ужасный и все – у всех настроение плохое. Или наоборот – все плохо, гостиница, крыша течет, кровать продавленная, а гид такой, что люди и правда обо всём забывают.

Я помню, как у нас были круизы в 90-е – первые годы. В жутком состоянии были теплоходы, кухня ужасная, пьяные матросы и все что угодно. И французы, привыкшие к определенному уровню комфорта, попадали в совершенно непривычную атмосферу. И у нас из 10 средняя оценка была 9. Гиды? Да!

 

 - А где вы тогда брали информацию, о чем рассказывали?

- Я работал в советские времена и у нас были строго очерченные маршруты. Вот представьте себе, что если мы ехали из Москвы в Суздаль или во Владимир, то у нас было только одно место, где можно остановиться на автобусе – Киржач. Там была специальная стоянка, оборудованная, туалет типа сортир и пара киосков, где предлагали пряники и квас.

Но, это не мешало нам и творить, и какие-то свои человеческие интонации находить даже в тех обязательных вещах, которые, может быть, нам и навязывались. Но которые можно очень по-разному подавать.

 

- Возвращаясь к конкурсу, чтобы вы посоветовали его участникам? Байки, легенды можно использовать? Такую работу члены жюри не отправят в корзину?

- Байки и сплетни никто не отменял. Важно, чтобы они проходили все-таки на фоне объективной исторической картины. А дальше, можно рассказать и какие-то смешные анекдоты. Во французском, конечно, смысле – интересный случай.

Без конца рассказывать о том, какой архитектор, в каком году, в котором стиле построил то или иное здание – это тоже нужно дозировать и разбавлять более человеческой и менее профессиональной информацией. Группе архитекторов, может быть, нужно только это. И, если ты начнешь им рассказывать байки, то они скажут – не надо нам голову морочить, давай про стили. Но, это редкость.

 

- В этом году появилась новая номинация - «Гастрономия»…

- Ну, на самом деле гастрономия – это мировой тренд. Туристы всего мира едут искать трюфели, собирать виноград, готовить этно блюда. Поэтому мы считаем, что попытка гастрономию задействовать и в нашем конкурсе, она объяснима и оправдана.

Другое дело, мы не знаем, что из этого всего получится. Хотелось бы, чтобы кто-то не просто рассказывал рецепты, а чтобы это было связано и с историческим контекстом, проходили какие-то параллели, сопоставления, интересные истории. Какие-то, может быть, мифы.  

 

- Экскурсия на сыроварню или на ферму будет относиться к гастрономии?

 -  С моей точки зрения – да. Я чрезвычайно горд за Россию, потому что производство сыров у нас поднялось на какой-то объективно удивительный уровень. Для страны, которая этой культуры практически не знала – делали сыр, черт знает какой. И сегодня, эти высокой пробы сыры, которые начали у нас производить – это просто восторг.

И не только это. Я был в Геленджике, Новороссийске - объездил там несколько винодельческих хозяйств, шато. И, это потрясающе - то, что делается. И, наличие гастрономического ракурса даст возможность многим людям просто узнать о том, что у нас в стране творится что-то неимоверное и абсолютно восхитительное.

 

- Если бы вы участвовали в конкурсе - о чем бы сделали бы видеоэкскурсию? Какую тему выбрали?

- С возрастом, в принципе, становится важно прошлое.  Хочется читать мемуары, знакомиться с ушедшей жизнью. И особенно интересна история своей семьи. У меня, к сожалению, не очень много сведений об этом. По матери, я из замоскворецких купцов, и, конечно, я бы, наверняка, подготовил материал про этих староверов - купцов замоскворецких, которые составляли славу Российской торговли. Идея - в копилку.