Хороший экскурсовод — это театр одного актера

Президент Ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров города Сочи Зетта Ермакова работает в жюри конкурса РГО "Лучший гид России" с самого его начала. Она рассказала об особенностях номинаций нынешнего года, вспомнила самых ярких участников прошлых лет, поделилась своими предпочтениями и дала универсальный совет будущим конкурсантам.

— Зетта Владимировна, расскажите о номинациях этого года.

— "Лучший гид. Город" и " Лучший гид. Музей", можно сказать, академические номинации, без них нам просто никуда.

У номинации "Экотуризм" огромная перспектива. Весь мировой туризм движется в этом русле интереса к экологии. Новые экологические маршруты и достопримечательности будут появляться даже там, где, может быть, об экологии никто до сих пор и не думал. Впрочем, многое лежит на поверхности. На это надо нужно просто открыть людям глаза. Надеюсь, такую миссию возьмут на себя и участники нашего конкурса.

Меня очень радует появление номинации "Лучший гид. Нижний Новгород". Напомню, мы предложили рассказать о нём как самим нижегородцам, так и его гостям. Нижнему в этом году исполняется 800 лет. Безумно любопытно увидеть, как люди оценивают этот прекрасный город, каким его себе представляют.

Наконец, номинация "Лучший гид. До 18 лет". У нас в жюри не то чтобы были споры, но мы пытались найти какую-то золотую середину. Потому что "до 18" — это и пятилетние дети, и вполне сформировавшиеся 17-летние молодые люди.

— Неужели ребёнок в пять лет способен полноценно справиться с заданием конкурса?

— В прошлые годы среди участников были детки такого возраста. Увы, нередко оставалось ощущение, что слышишь текст, написанный родителями. Или стишок, заученный как для новогоднего утренника. С одной стороны, трудно не оценить такого ребёнка: он ведь старался, учил. С другой — там, как правило, нет ничего, что выражает его собственную личность. Наверное, такого и не может быть в принципе в таком возрасте. Поэтому в новом сезоне мы принимаем работы от детей с 12 до 18 лет.

— Чего вы ждёте от ребят в этой номинации?

— Я ожидаю от молодёжи большей креативности. Они себя великолепно чувствуют перед камерой. У них точно не будет никакой зажатости. Кстати, сейчас TikTok стал площадкой, на которой многие ребята преуспели.

В этом году я поймала себя на интересном наблюдении. Взрослые всё время упрекали детей за то, что те ушли с головой в интернет. А сейчас мы все оказались на самоизоляции. Интернет стал для нас жизненной необходимостью. Это то самое пространство, где дети уже давно чувствуют себя как рыба в воде. И могут даже дать фору взрослым, может быть, чему-то научить.

— От чего бы вы предостерегли участников конкурса?

— Признаюсь, мне всегда режет слух, когда молодой человек вдруг начинает произносить казённый текст путеводителя или учебника. Так, наверное, можно писать, но когда ты говоришь с живыми людьми, смотришь им в глаза, мне кажется, язык должен быть немного другим, другой язык.

И уж совсем худо, когда экскурсовод допускает речевые ошибки. Вот одна из конкурсанток говорит: "двухтысяче двадцатый год". И всё — я уже не слышу этого человека. Может, гид дальше рассказывает безумно интересные вещи, но у меня в голове включилась красная лампочка: это недопустимо.

— Что, напротив, вы считаете удачей?

— Сегодня успех многих гидов зависит не от объёма знаний — фактов, фамилий, дат, а от того, способны ли они установить диалог со своими слушателями, разговорить их. Когда гости начинают задавать вопросы, делиться своими ощущениями, может быть, даже рассказывать свои истории, навеянные экскурсией, — это профессиональный успех.

Подобное желание вступить в диалог возникает, когда смотришь некоторые конкурсные видео.

Вот, например, победитель конкурса 2018 года Марина Ноженко, гид из музея-заповедника "Кижи". Знаете, у всех у нас есть образ этого удивительного места. Так вот, Марина воспринималась частичкой этой культуры, этой природы, этого мира. Удивительная гармония! Она смогла найти удачный образ и так составить свой рассказ, что я не могла оторваться от её выступления. Лексика, интонация, темп речи, улыбка, то, как Марина была одета, — всё создавало особую атмосферу и вызывало желание не только внимательно слушать, но и вступить в диалог с интересным собеседником.

— А кто ещё из участников конкурса прошлых лет произвёл на вас впечатление?

— Мне безумно понравился молодой человек Виталий Малеев из города Мышкина. Он вёл репортаж из "Всемирного центра управления делами мышей" — это одна из экспозиций туристического комплекса "Мышкины палаты". Виталий сделал свой сюжет с великолепным юмором. При этом сам ни разу не улыбнулся, сохраняя академическое выражение лица. И главное, обыграл "мышиную" тему очень интересно.

Очень понравилась Анна Пивоварова из Ростова-на-Дону. Город очень динамичный, большой, там живут яркие, говорливые люди. Видеоролик, который представила на наш конкурс Анна, был сделан под стать характеру города — как рэп-рассказ. Всё, что она говорила, как была одета, как двигалась, было попаданием в десятку…

Дмитрий Тихомиров, как он сам себя именует, "охотник до грибов". Мы его долго на жюри обсуждали. Человек моментально располагает к себе. Вот он ездит по лесам на своей машине-"буханке". Точно знает, где и какой гриб растёт, что и как с ним сделать. Кажется, с этим человеком ты готов пойти куда угодно. У него шутки-прибаутки на каждом шагу. Типаж — герой русской сказки. Он никем не хочет казаться, не играет роль — это очень подкупает.

— Как найти баланс между артистизмом, яркой подачей и качеством самой информации?

— Да, хорошая экскурсия — это идеальный баланс между знанием темы и тем, насколько вы выразительны. Вы должны щадить интеллект своих гостей, не засыпать их именами, датами, фактами. Сегодня туризм сильно изменился. Люди устали от нескончаемого потока информации, которая обрушивается на них со всех сторон. Они хотят эмоций и ощущений. Им важно поймать настроение и в нём купаться. Мне кажется, профессия гида сейчас — это своего рода театр одного актёра. Талантливый и профессиональный гид не просто рассказывает, а создаёт вокруг себя культурное пространство. Где бы это ни было — в салоне автобуса, на улице города, в здании музея или на природе.

— Насколько востребовано сегодня то, чем занимаются претенденты на звание "Лучший гид России" вне самого конкурса?

— А посмотрите, какой нынче всплеск интереса к туризму по России! Ограничения, наложенные пандемией, вскрыли поистине бездонный пласт. Мне кажется, путешествие по своей стране останется очень востребованным туристическим продуктом и после того, как коронавирусные ограничения будут сняты. А вместе с этим будут востребованы и люди, умеющие интересно рассказать о своих любимых местах.

— Какой универсальный совет вы бы дали новым участникам конкурса?

— Нужно познавать свой край, делать открытия, самому удивляться и восхищаться. И в какой-то момент обязательно захочется поделиться этим с другими. Конкурс "Лучший год России" — прекрасная возможность это сделать.

Айвар Валеев